Русский 8. К-2 Строение простого предложения

Русский язык 8 класс. Раздел «Синтаксис». Контрольная работа «Строение простого предложения» с ОТВЕТАМИ. Может использоваться для для любого УМК. Вернуться к Списку контрольных по русскому языку в 8 классе.


Русский язык 8 класс.

Контрольная работа
«Строение простого предложения». Вариант 1

Русский 8. К-2 Строение простого предложения

Выполните задания 1-18.
Выделите любым способом правильный ответ из предложенных вариантов.

Задание 1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Рассказчику приятно находиться в доме бабушки Нюры Николавны.
2) Бабушка Нюра Николавна никогда не вспоминает о войне, принёсшей ей столько горя.
3) Старший брат Нюры Николавны в годы войны защищал Родину на фронте.
4) В память о своём погибшем брате бабушка Нюра Николавна сочинила песню.

Задание 2. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Хорошо ли бабушка Нюра Николавна справляется с делами по хозяйству?
2) Каким характером обладал погибший на войне брат Нюры Николавны?
3) При каких обстоятельствах рассказчик познакомился с бабушкой Нюрой Николавной?
4) Почему на многих домах в Заручье прибиты жестяные красные звёзды с чёрными остриями?

Задание 3.  В каком(-их) предложении(-ях) содержится ответ на вопрос: «О чём думала бабушка Нюра Николавна, когда готовила козюли?»
1) (40) Относит её ветер, относит он телеграмму от сухого высокого борника, от плоской студёной реки Мезени, от высокого её красного берега, от крохотной деревеньки Заручье.
2) (41) — Ох! — спохватилась бабушка Нюра Николавна. — (42) Я же козюлями обещала тебя угостить!
3) (51) Бабушка Нюра Николавна молчит, всё внимание у неё в пальцах.
4) (54) — Не долговек он был, Коленька наш, — она горестно покачала головой, — молодым пропал.

Задание 4. В каком значении используется в тексте слово «сноровисто» (предложение 43) ?
1) осторожно, осмотрительно
2) ловко, умело
3) суетливо, беспорядочно
4) старательно,аккуратно

Задание 5. В каком предложении средством выразительности является сравнение?
1) (11) Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка.
2) (2) Пол покрыт полосатыми половиками, похожими на шкуры игрушечных тигров.
3) (19) — Надо же, — поразился я, — в войну такой молоденький солдат был, а теперь, нате вам, генерал.
4) (48) Смотришь — получаются то заяц, то дерево, а то и корова горбатая с одним рогом.

Задание 6. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 7?
1) хвост можно разглядывать
2) можно разглядывать
3) этот хвост
4) можно

Задание 7. В каком варианте ответа правильно указаны все грамматические основы предложения 33?
1) утираю я; гляну; вспоминаю я
2) утираю я; гляну я; вспоминаю я
3) слёзы утираю; я гляну, вспоминаю
4) слёзы утираю; гляну; я вспоминаю

Задание 8. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) (7) Этот распушённый хвост фотографий можно весь день разглядывать.
2) (14) И брателко мой Коленька тоже бедовый был.
3) (23) А это Коленька.
4) (24) Погодок мой.

Задание 9. Сказуемое какого предложения является составным именным?
1) распушила (предложение 6)
2) провела и затянула (предложение 31)
3) украшены (предложение 3)
4) негоже отдавать (предложение 57)

Задание 10. Сказуемое какого предложения является простым глагольным?
1) красиво (предложение 1)
2) покрыт (предложение 2)
3) выглядывает (предложение 12)
4) бедовый был (предложение 14)

Задание 11. В каком предложении есть косвенное дополнение?
1) (11) Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка.
2) (14) И брателко мой Коленька тоже бедовый был.
3) (3) А стены украшены фотографиями.
4) (53) А тут вдруг вслух заговорила.

Задание 12. В каком предложении есть прямое дополнение?
1) (12) Из-за её тугого плеча смущённо выглядывает сытая корова.
2) (44) Ловко замесила бабушка ржаное тесто.
3) (52) Только беззвучно губами шевелит.
4) (55) Только вот песня моя про него и осталась.

Задание 13. В каком предложении есть обстоятельство образа действия?
1) (9) Это я теперь тоща, к старости.
2) (20) И я с уважением указал на фотографию усатого генерала.
3) (28) Значит, кто-то в этот дом не вернулся.
4) (30) На многих домах в крохотном Заручье такие причернённые памятные звёзды.

Задание 14. В каком предложении есть несогласованное определение?
1) (6) Будто лесная птица хвост распушила.
2) (9) Это я теперь тоща, к старости.
3) (12) Из-за её тугого плеча смущённо выглядывает сытая корова.
4) (20) И я с уважением указал на фотографию усатого генерала.

Задание 15. В каком предложении есть приложение?
1) (11) Только она здесь не бабушка, а весёлая крепкая тётушка.
2) (2) Пол покрыт полосатыми половиками, похожими на шкуры игрушечных тигров.
3) (16) Вон он, Коленька, на карточке с уголком.
4) (48) Смотришь — получаются то заяц, то дерево, а то и корова горбатая с одним рогом.

Задание 16. Какое предложение является односоставным?
1) (23) А это Коленька.
2) (25) Нету Коленьки.
3) (3) А стены украшены фотографиями.
4) (52) Только беззвучно губами шевелит.

Задание 17. Какое предложение является односоставным безличным?
1) (1) В доме у бабушки Нюры Николавны красиво.
2) (5) Аккуратно, веером.
3) (18) Вишь, пилотка на нём военная.
4) (53) А тут вдруг вслух заговорила.

Задание 18. Какое предложение является двусоставным неполным?
1) (7) Этот распушённый хвост фотографий можно весь день разглядывать.
2) (15) У нас с ним характер парный.
3) (35) Серые глаза мелко заморгали.
4) (52) Только беззвучно губами шевелит.

Выполните задания 19-22.
Правильный ответ записывайте числами или буквами на отведённой для ответа строке.

Задание 19. Среди предложений 43-51 найдите все сложные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

Ответ: ________________________________________

Задание 20. Среди предложений 2-9 найдите простое односоставное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ________________________________________

Задание 21. Среди предложений 49-53 найдите простые двусоставные неполные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________________________

Задание 22. Выпишите грамматическую основу предложения 28.

Ответ: _______________________________________

 

Контрольная работа
«Строение простого предложения». Вариант 2

Русский 8. К-2 Строение простого предложения

Выполните задания 1-18.
Выделите любым способом правильный ответ из предложенных вариантов.

Задание 1. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
1) Разговор рассказчика и бабушки Нюры Николавны о её косынке состоялся за чаем.
2) Бабушка продолжает носить ту самую косынку, которая была на ней надета, когда она упала с мельницы.
3) Вертолётчик не мог поначалу найти дорогу в Заручье, потому что стоял туман и небо было затянуто облаками.
4) Бабушка Нюру Николавну можно считать отзывчивым человеком.

Задание 2. На какой вопрос в тексте нет ответа?
1) Почему в гостях у бабушки Нюры Николавны рассказчик решил поразмышлять о её косынке?
2) Что больше всего удивило рассказчика в высказывании бабушки Нюры Николавны о её косынке, расшитой крестиком?
3) Сохранилась ли старая мельница, с которой в молодости упала бабушка Нюра Николавна?
4) Дарила ли бабушка косынку, отводящую беду, кому-нибудь из односельчан?

Задание 3. В каком(-их) предложении(-ях) содержится ответ на вопрос: «За что рассказчик любит предвечерний час?»
1) (1) Мы сидели с бабушкой Нюрой Николавной у высокого окошка, уткнув колени в подоконник, и пили чай из гранёных стаканов с ложечками.
2) (5) Я посмотрел в окно на туман и выбрал мысль о белой ситцевой косынке, повязанной сегодня бабушкой.
3) (3) Люблю я это грустное время, когда день уже истаял, а вечер всё-таки не наступил.
4) (4) В голове остаются только спокойные мысли, и можно их медленно перебирать, выискивая ту, что больше всего по душе.

Задание 4. В каком значении используется в тексте слово «чу-
барый» (предложение 40) ?
1) с тёмными пятнами по светлой шерсти
2) с прикреплённым на спину седлом
3) с коротко подстриженной гривой
4) используемый на скачках, на конных соревнованиях

Задание 5. В каком предложении средством выразительности является метафора?
1) (1) Мы сидели с бабушкой Нюрой Николавной у высокого окошка, уткнув колени в подоконник, и пили чай из гранёных стаканов с ложечками.
2) (5) Я посмотрел в окно на туман и выбрал мысль о белой ситцевой косынке, повязанной сегодня бабушкой.
3) (15) Её вертолётные крылья, давно ободранные ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.
4) (66) Жаль, что не годится мне носить косынки.

Задание 6. Какое сочетание слов является грамматической основой в предложении 38?
1) погода была
2) погода такая была
3) тогда была такая
4) погода тогда была

Задание 7. В каком варианте ответа правильно указаны все грамматические основы предложения 4?
1) остаются мысли; можно перебирать; что по душе
2) остаются мысли; можно; что по душе
3) остаются; можно перебирать; больше всего
4) остаются мысли; перебирать; по душе

Задание 8. В каком предложении подлежащее выражено местоимением?
1) (15) Её вертолётные крылья, давно ободранные ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.
2) (28) Та косыночка, верно, сносилась.
3) (29) Эта косынка другая.
4) (64) Поберегла бы она тебя при случае от беды.

Задание 9. Сказуемое какого предложения является составным именным?
1) сидели(и)пили(предложение 1)
2) может спасать (предложение 9)
3) другая (предложение 29)
4) оказалась (предложение 59)

Задание 10. Сказуемое какого предложения является простым глагольным?
1) нет (предложение 30)
2) не помеха (предложение 55)
3) поберегла бы (предложение 64)
4) жаль (предложение 65)

Задание 11. В каком предложении есть прямое дополнение?
1) (34) Бабушка глянула в окно.
2) (38) И тогда погода точно такая была.
3) (50) Сдёрнула я косынку с головы.
4) (58) Перед клубом сел.

Задание 12. В каком предложении есть обстоятельство образа действия?
1) (39) Всё небо заволокло, и облака с места нейдут, стоят.
2) (55) Теперь ему туман не помеха.
3) (61) Бабушка Нюра Николавна сняла косынку, шитую крестиком, уложила её бережно в сундучок.
4) (64) Поберегла бы она тебя при случае от беды.

Задание 14. В каком предложении есть несогласованное определение?
1) (15) Её вертолётные крылья, давно ободранные ветрами, упёрлись остриём в низкое сизое небо.
2) (25) А я жива и весела.
3) (28) Та косыночка, верно, сносилась.
4) (63) Я бы тебе расшила такую косыночку.

Задание 14. В каком предложении есть согласованное определение?
1) (8) Но ещё больше меня удивило другое.
2) (25) А я жива и весела.
3) (30) Может, и нет в ней той силы?
4) (38) И тогда погода точно такая была.

Задание 15. В каком предложении есть приложение?
1) (5) Я посмотрел в окно на туман и выбрал мысль о белой ситцевой косынке, повязанной сегодня бабушкой.
2) (14) Я глянул в окошко и осмотрел старую мельницу, черневшую над берегом.
3) (9) Как косынка, пускай и крестиком шитая, может от беды спасать?
4) (20) Мельник, дед Яша, взял мой мешок и ушёл.

Задание 16. Какое предложение является односоставным?
1) (8) Но ещё больше меня удивило другое.
2) (23) Упала я и засмеялась.
3) (29) Эта косынка другая.
4) (30) Может, и нет в ней той силы?

Задание 17. Какое предложение является простым односоставным неопределённо-личным?
1) (12) Хоть с мельницы упади.
2) (2) Сумерничали.
3) (17) Молода ещё была.
4) (35) — Заоблачило что-то.

Задание 18. Какое предложение является простым двусоставным неполным?
1) (13) Если в косынке, то и не повредишься.
2) (23) Упала я и засмеялась.
3) (45) А ну как улетит восвояси?
4) (46) И не крикнешь.

Выполните задания 19-22.
Правильный ответ записывайте цифрами или словами на отведённой строке.

Задание 19. Среди предложений 1-5 найдите сложные предложения. Напишите номера этих сложных предложений.

Ответ: _______________________________________

Задание 20. Среди предложений 41-49 найдите все простые односоставные предложения. Напишите номера этих предложений.

Ответ: _______________________________________

Задание 21. Среди предложений 49-53 найдите простое двусоставное неполное предложение. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ______________________________________

Задание 22. Выпишите грамматическую основу предложения 63.

Ответ: _______________________________________

 

ОТВЕТЫ на контрольную работу

Русский 8. К-2 Строение простого предложения

 

Оценивание выполнения контрольной работы

Правильный ответ к каждому из заданий 1-5 оценивается одним баллом, к каждому из заданий 6-22 — двумя баллами. Таким образом, максимальное количество баллов, которое может набрать ученик, — 39. Соответствие количества набранных учащимся баллов школьной оценке представлено в таблице.

Русский 8. К-2 Строение простого предложения

 


Русский язык 8 класс. Раздел «Синтаксис». Контрольная работа «Строение простого предложения» с ОТВЕТАМИ. Может использоваться для для любого УМК. Вернуться к Списку контрольных по русскому языку в 8 классе.

 

Похожие записи

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней