ПР-05 Русский 5 Лексика. Культура речи

ПР-05 Русский 5 класс (УМК Ладыженская) + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку в 5 классе с ответами «Лексика. Культура речи». Ознакомительная версия для принятия решения о покупке пособия.

Вернуться к Списку проверочных работ по УМК Ладыженская и др.

 

Русский язык 5 класс (УМК Ладыженская)
Проверочная работа № 5. Вариант 1

  1. Прочитайте текст.

(1) И пре..ставить себе трудно, как внизу хор..шо! (2) Серая тр..пинка скво..ь бур..ян (з,с)бега..т зигзагами к океану. (3) Отлив… (4) Из воды выл..зли д..леко-д..леко вперёд м..рщинистые корич..невые камни. (5) Вокруг камней густыми макаронами л..жат водоросли там и сям сквозят луж..цы голубоватой воды. (6) На берегу, в у(з,с)ком ск..листом ущел..е, бродят дети и взрослые роют лапами п..сок собаки… (7) Соня не выд..ржала подошла к краю обрыва и, ц..пляясь за крепкий бур..ян, стала по тр..пинке спускат..ся вниз — к детям к голубым лужицам к весёлому доброму океану.
(8) Соня перебралась через гряду валунов и попала в соседнее ущел..е, выбитое в высоком б..регу с незапамятных вр..мён волнами.
(9) Ни души. (10) Вверху небо светлым треугольником над ущельем застыло. (11) Океан шлёпает за камнями, шлейф по водорослям волочит…
(12) Соня села под скалой в тени и засмотрелась вдаль. (13) Сидела долго и неподвижно, убаюканная тёплым ветром, ленивым солнцем и ворчаньем воды.
(14) И вдруг всмотрелась. (15) Где же дальние коричневые камни? (16) Почему водоросли набухли и просочились водой? (17) О! Как сердито шлёпнула волна об угол скалы… (18) Пена до самых пяток докатилась.
(19) Соня быстро вскочила. (20) Прилив? (21) Конечно, прилив!
(22) Она побежала к наклонному камню, под которым был проход в соседнее ущелье. (23) Прохода не было, и под камнем шипела и пенилась вода…

(По Саше Чёрному; 188 слов)

  1. Выполните задания.
  • 1). Перепишите предложения 1-8 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
  • 2). Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
  • 3). Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
  • 4). Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 1-6.
  • 5). В предложениях 1-7 найдите слово, имеющее значение «ломаная линия, направление по ломаной линии». Выпишите это слово.
  • 6). Напишите лексическое значение слова бурьян (предложения 2, 7).
  • 7). В предложениях 8-18 найдите многозначное слово, первое значение которого «у длинного женского платья: волочащаяся сзади удлинённая часть подола».
  • 8). Напишите синоним к слову валун (предложение 8).
  • 9). Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).
  • 10*). В предложении 7 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.
  • 11*). Выпишите из текста словосочетания, в которых прилагательные употреблены в переносном значении.
  • 12*). Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.

 

Проверочная работа № 5. Вариант 2

  1. Прочитайте текст.

(1) Вы подумайте только: мален..кая кроткая девоч..ка и огромный, одуревший океан… (2) Ни вправо, ни влево дороги нет вода закрыла все проходы и л..зейки пена и раскатистая волна с каждым ударом всё ближе подбирают..ся к мален..ким дрожащим ногам… (3) А вверху, над гол..вой, на высоте трёхэтажного дома, пр..езжают вдол.. края обрыва автомобили проходят беспеч..ные п..шеходы, и никому и в голову (не)придёт взглянуть вни(з,с) на прижавшуюся к мокрой скале девоч..ку…
(4) Где остановит..ся прилив (5) На какой линии у какой чёрточки (6) Камыш.. в глубине ущел..я был сух, значит, волна туда (не)докатывает..ся? (7) Или он высох в часы отлива на горячем со..нце под тёплым сквозным ветром?
(8) Соня заметалась во все стороны и, наконец, стала кричать пронзительным голоском: «Спасите! Спасите! Меня захватил прилив…» (9) Но грубый океан басистым рёвом покрыл Сонин голосок, ветер унёс и разметал испуганные слова… (10) И опять стала Соня кричать всё громче, всё отчаяннее.
(11) Кричала, кричала, даже закашлялась…
(12) И вот, представьте себе изумление Сони: из-за угла скалы, прямо из лопочущей воды вышел на её зов…
(13) Нептун, настоящий морской бог Нептун, как его во всех книжках рисуют. (14) Седая, разметавшаяся борода, косматые брови, в руке трезубец, сам весь в водорослях, на плечах прозрачная мантия…

(По Саше Чёрному; 187 слов)

  1. Выполните задания.
  • 1). Перепишите предложения 1-7 текста, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
  • 2). Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
  • 3). Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
  • 4). Определите и запишите тип речи текста, представленный в предложениях 13, 14.
  • 5). В предложениях 8-14 найдите слово, имеющее значение «широкая длинная одежда в виде плаща». Выпишите это слово.
  • 6). Напишите лексическое значение слова беспечный (предложение 3).
  • 7). Среди слов предложений 8-11 найдите многозначное слово, одно из значений которого «нанести на поверхность тонкий слой чего-либо».
  • 8). Выпишите из предложений 1-6 пары синонимов (не менее двух).
  • 9). Выпишите из текста пары антонимов (не менее двух).
  • 10*). В предложении 3 найдите многозначные слова (не менее двух). Составьте и запишите с ними словосочетания, которые проясняют значения слов.
  • 11*). Выпишите из текста словосочетания, в которых определения употреблены в переносном значении.
  • 12*). Выпишите из текста грамматические основы, в которых действия человека приписываются неодушевлённым предметам.

 

 

Пояснительная записка к работе
«Лексика. Культура речи»

За письменные задания 2-8 выставляется по 1 баллу; за задания 9-12 — от 1 до 2 баллов.

0-7 набранных баллов — отметка 2 по пятибалльной системе.
8-10 баллов — отметка 3.
11-12 баллов — отметка 4.
13-15 баллов — отметка 5.

 


ПР-05 Русский 5 Ладыженская + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку с ответами «Лексика. Культура речи» 5 класс. УМК Ладыженская и др. Цитаты из пособия «Русский язык. Проверочные работы. 5 класс / Н. В. Егорова. — М. : Просвещение» использованы в учебных целях.

Вернуться к Списку проверочных работ по УМК Ладыженская и др.

 

Похожие записи

Одна мысль о “ПР-05 Русский 5 Лексика. Культура речи”

  1. Аноним

    Мне кажется, что в 1-м варианте в ответах название текста не соответствует отрывку.

Форма для написания комментария

На сайте используется ручная модерация. Срок проверки комментариев: от 1 часа до 3 дней