Русский 7 Проверочная 3 В2
Русский 7 Проверочная 3 В2 + ОТВЕТЫ Вариант 2. Контрольная работа по русскому языку в 7 классе с ответами по теме «Причастие» для УМК Баранов, Ладыженская и др. В учебных целях использованы цитаты из пособия «Егорова: Русский язык 7 класс. Проверочные работы — М.: Просвещение».
Вернуться к Списку работ (в ОГЛАВЛЕНИЕ)
Русский язык 7 класс
Проверочная работа № 3. Вариант 2
Проверяемые темы: Морфология и орфография. Культура речи. Причастие
(§§ 23–38 федерального учебника 2023 г.)
1. Прочитайте текст
Пояснение учителю. Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты.
2. Выполните задания.
- Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
- Озаглавьте текст так, чтобы название отражало тему текста.
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Напишите, к какой функциональной разновидности языка относится текст.
- Определите и запишите тип речи, представленный в предложениях 12–13.
- Из предложений 6–11 выпишите все причастия, укажите их тип и время.
- Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2. Укажите способ образования слова.
- Выполните морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3.
- Выполните синтаксический разбор предложения 15.
- Среди предложений 12–14 найдите такое, в котором сказуемое выражено причастием. Запишите номер этого предложения. Объясните условия выбора н/нн в этом причастии.
- * Объясните условия выбора слитного/раздельного написания не со словом в предложении 3.
- * Из предложений 1–8 выпишите причастные обороты вместе со стоящими после них определяемыми словами. Причастные обороты выделите графически.
Русский 7 Проверочная 3 в2
ОТВЕТЫ на работу № 3 (вариант 2)
№ 1. Перепишите текст, раскрывая скобки и вставляя, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
ОТВЕТ:
Архимеда мало заботит людская молва и суд потомков, подчас чересчур мало. Некоторые озарения свои он далее не считает нужным записывать. Труды Архимеда в астрономии, геометрии, механике велики и многочисленны, но в нём жила неистребимая страсть к изобретательству, к воплощению найденных теоретических закономерностей. Архимед — редчайшее в науке сочетание высокого теоретика с виртуозом инженером. И сегодня нельзя без восхищения и удивления читать дошедшие до нас строки Плутарха, рассказывающие об осаде Сиракуз римским полководцем Марцеллом.
Десятки сконструированных Архимедом катапульт метали каменья в корабли захватчиков, на их головы неслись тучи копий и дротиков из метательных машин. Хитроумные журавлеподобные механизмы поднимали своими клювами людей и сбрасывали их с высоты. Плутарх утверждал, что Архимед, приводивший всё в движение и управлявший защитой, был душой обороны. Он совершил высочайший научный и гражданский подвиг. И когда предательство открыло римлянам ворота в город, он погиб как солдат под мечом римского легионера.
…Он был так поглощён работой, что не заметил, что город уже занят римлянами. Когда посыльный солдат пришёл к нему с требованием немедленно явиться к Марцеллу, Архимед отмахнулся от него и, не поднимая глаз от чертежа, пробурчал: «Не мешай, я вычисляю».
Солдат выхватил меч и убил его.
По завещанию Архимеда, на его могильной плите были выгравированы шар и цилиндр — символы его геометрических открытий. Могила заросла репейником, и место это было забыто очень скоро. Но осталось имя Архимеда. И через века слышен потомкам его радостный, гордый возглас, боевой клич науки, пароль каждого, кто ищет: «Эврика!» («Я нашёл!»).
№ 2. Заголовок: «Подвиги Архимеда».
№ 3. Основная мысль: «Архимед был не только великим учёным и инженером, но и настоящим гражданином».
№ 4. Публицистический стиль.
№ 5. Тип речи: повествование.
№ 6. Из предложений 6–11 выписали все причастия, указали их тип и время:
Сконструированных (страд., прош. вр.),
приводивший (действ., прош. вр.),
управлявший (действ., прош. вр.),
поглощён (страд., кратк., прош. вр.),
занят (страд., кратк., прош. вр.).
№ 7. Выполнили морфемный и словообразовательный разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 2. Указали способ образования слова:
№ 8. Выполнили морфологический разбор слова, обозначенного в тексте цифрой 3:
Найденных — причастие.
№ 9. Синтаксический разбор предложения 15:
Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, части соединены сочинительным союзом и\ оба предложения в составе сложного распространённые. Грамматические основы: могила — подлежащее, выражено именем существительным, заросла — сказуемое, выражено глаголом; место — подлежащее, выражено именем существительным, было забыто — сказуемое, выражено кратким страдательным причастием и вспомогательным глаголом.
№ 10. Среди предложений 12–14 нашли такое, в котором сказуемое выражено причастием. Записали № этого предложения. Объяснили условия выбора н/нн в этом причастии:
(14). Выгравированы — в суффиксе пишется одна буква н, так как выгравированы — краткое страдательное причастие.
№ 11. Объяснили условия выбора слитного/раздельного написания не со словом в предложении 3:
Неистребимая: не пишется слитно со словом, так как это отглагольное прилагательное, которое можно заменить синонимами вечная, постоянная.
№ 12. Из предложений 1–8 выписали причастные обороты вместе со стоящими после них определяемыми словами:
Система заданий такова. Сначала учитель читает тексты обоих вариантов. Затем учащиеся выполняют задание, аналогичное упражнениям учебника (вставить пропущенные буквы и знаки препинания). После этого они выполняют задания, сформулированные по соответствующей теме. Время выполнения проверочной работы — 40-45 минут.
За проверочную работу выставляется две отметки. Первая — за орфографическую и пунктуационную грамотность (выполнение «упражнения») — по общим критериям за выполнение подобных работ, вторая — за выполнение остальных заданий.
Критерии оценки.
За задания 2–5 выставляется по 1 баллу;
за задания 6–12 — от 1 до 2 баллов.
Итого (максимально) – 18 баллов.
Отметка по пятибалльной системе: Количество набранных баллов.
Оценка «2»: 0 – 8 баллов.
Оценка «3»: 9 – 12 балов.
Оценка «4»: 13 – 15 баллов.
Оценка «5»: 16 – 18 баллов.
Вы смотрели: Русский 7 Проверочная 3 В2 + ОТВЕТЫ. Контрольная работа по русскому языку в 7 классе с ответами по теме «Морфология и орфография. Культура речи. Причастие» для УМК Баранов, Ладыженская и др.