Фразеология. Культура речи - Проверочная работа | Русский язык 6 класс

Фразеология. Культура речи — Проверочная работа

Проверочная работа по русскому языку в 6 классе с ответами «Фразеология. Культура речи» по УМК Баранов, Ладыженская, Тростенцова. Автор: Черногрудова Е.П. В учебных целях использованы цитаты из пособия автора «Дидактические материалы». Представлено 9 заданий, которые можно использовать все вместе или по отдельности, на выбор.

Темы проверочной работы (раздел 3 учебника): Значение фразеологизмов. Источники фразеологизмов и их употребление.

Русский язык 6 класс.

Проверочная работа по теме
«Фразеология. Культура речи»


 

Правильные ответы

  1. Найдите сочетания, в которых нарушена лексическая сочетаемость.

поднять тост, одержать поражение, иметь большое внимание.

  1. Выпишите, в соответствии со значением.

Фразеология. Культура речи - Проверочная работа

  1. Определите, в какой профессиональной среде могли возникнуть данные фразеологизмы.

Музыка: играть первую скрипку
Армия: встретить в штыки, вынужденная посадка.
Ремесло: отделать под орех, положить под сукно, довести до белого каления, словно аршин проглотил, без сучка без задоринки, на живую нитку, на одну колодку, снять стружку, белыми нитками шито.
Спорт: прийти к финишу, второе дыхание, попасть в цейтнот.
Мореплавание: сесть на мель, путеводная звезда, бросить якорь, на всех парусах, отдать концы, ждать у моря погоды.
Математика: привести к одному знаменателю.
Юриспруденция: выиграть дело.

  1. Соедините антонимы
  • 1) коломенская верста — от горшка два вершка
  • 2) ни зги не видно — хоть иголки собирай
  • 3) гладить по шерстке – гладить против шерсти
  • 4) через час по чайной ложке — единым духом
  • 5) расхлебывать кашу — заваривать кашу
  • 6) без году неделя — давным-давно
  • 7) кот наплакал — пруд пруди
  • 8) не покладая рук — сложа руки
  • 9) держать язык за зубами — язык распускать
  • 10) ума палата — глуп, как пробка
  • 11) за тридевять земель — рукой подать
  • 12) засучив рукава — спустя рукава
  1. Составьте предложения.

1) Ему только диплом получить да перед профессорами хвостом вилять. — Собака виляет хвостом.
2) Фёдоров, забыв своё обычное охальничество, смотрел ему в рот. — Стоматолог смотрит пациенту в рот.
3) На праздник в церкви звонят во все колокола. — Не стоит звонить во все колокола о победе нашей команды.
4) Дело сдали в архив. — Его, ещё полного сил и энергии, сдали в архив.
5) Он отвел глаза от неприятного зрелища. — Что ты мне глаза-то отводить?
6) Туристы идут в гору. — Дела идут в гору.
7) Лесник определил, откуда ветер дует. — Князь, бывший умней и образованней всего остального общества, лучше других понимал, откуда дует ветер.
8) Малыш встал на ноги. — Для многих этих денег вполне достаточно, чтобы встать на ноги.
9) Девушка намылила голову. — Его вызывали только за тем, чтобы намылить голову.
10) Правитель поставил воина на колени, дабы посвятить в рыцари. -Ты знаешь, что Керенский хочет сместить верховного? — Не посмеет, завтра же поставят его на колени!
11) Куры не клюют зерно. — У Иннокентия Ивановича, всякий знал, денег куры*не клюют.
12) Поставить заграждение в тупик. — Он вдруг ставил в тупик опытных инженеров, подмечая такое, что никому и в голову не приходило.

  1. Выпишите фразеологизмы, в состав которых входят устаревшие слова.
  • Разводить турусы на колесах — болтать впустую, выдумывать. Турусы — осадные башни из бревен, которые перекатывались на низких и толстых деревянных колесах. Такие башни обычно применялись монголо-татарами; летописные и устные рассказы о таких осадных башнях дополнялись невероятными подробностями и потому воспринимались как выдумки.
  • Бить баклуши — бездельничать, праздно проводить время, делать очень несложное дело — раскалывать полено на баклуши, т.е. чурки, для выделки из них мелких щепных изделии, напр. деревянных ложек
  • Прописать ижицу — высечь, выпороть, наказать розгами или ремнем. Выражение по происхождению собственно русское, употребляется с XVIII века. Ижица — старинное название последней буквы церковнославянской азбуки; по форме эта буква отчасти напоминает пучок розог или плетку. Наряду с “фитой” и “ятем” “ижица” была символом трудного письма и обучения грамоте на Руси. Русские пословицы связывают “ижицу” с телесными наказаниями.
  • Точить лясы — болтать, пустословить; сплетничать.
  • Семи пядей во лбу — отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями. В основе фразеологического оборота лежит представление о том, что высота лба пропорциональна уму: чем выше лоб, тем умнее человек. Пядь -«старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами и составляющая около 18 см». Эта мера длины применялась в России до введения в 1918г. метрической системы мер. Если понимать буквально, то лоб человека, имеющего семь пядей во лбу, должен иметь высоту 126 см.
  1. Переделайте предложения.

Он — мастер на все руки. У нее язык без костей. Он побежал сломя голову. Она встала не с той ноги. И пошел он, куда глаза глядят. Она долго говорила, но вдруг словно язык прикусила. Он — моя беда и выручка. Ее болезнь как рукой сняло. Дела у него обстоят из рук вон плохо.

  1. Выберите верные толкования.
  • разрубить гордиев узел — решить сложную задачу
  • прокрустово ложе — стремление все и всех уравнять
  • перейти Рубикон — принять решение
  • кануть в Лету — быть преданным забвению
  • ахиллесова пята — уязвимое место
  1. Выберите фразеологизмы, составьте предложения.

Фразеология. Культура речи - Проверочная работа


Проверочная работа по русскому языку в 6 классе с ответами «Фразеология. Культура речи» по УМК Баранов, Ладыженская, Тростенцова. Автор: Черногрудова Е.П. В учебных целях использованы цитаты из пособия автора «Дидактические материалы».

Вернуться к Списку проверочных работ в 6 классе по русскому языку.

 

Похожие записи

Leave a Comment

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Send this to a friend