Контрольная работа по алгебре для 8 класса с ответами «Дроби» Варианты 2-3 с углубленным изучением математики. Цитаты из учебно-методического пособия «Алгебра 8 класс. Дидактические материалы / И.Е. Феоктистов — М.: Мнемозина» использованы в учебных целях. Код материалов: Алгебра 8 класс Углубленный К-1 В23. Вернуться к Списку контрольных работ.
Алгебра 8 класс Макарычев (Угл.) Контрольная № 1. Варианты 2, 3. Вариант 2 (задания) ОТВЕТЫ на Вариант 2№ 1. Представьте в виде дроби ► а) 1/(2x─y) ─ 1/(2x + y) + 4x/(4x² ─ y²) Решение : Заметим, что 4x² ─ y² = (2x ─ y)(2x + y). Приведём первые две дроби к общему знаменателю (2x ─ y)(2x + y): 1/(2x─y) ─ 1/(2x+y) = ((2x+y) ─ (2x─y)) / ((2x─y)(2x + y)) = = 2y / ((2x─y)(2x+y)). Теперь сложим с третьей дробью: 2y/((2x─y)(2x+y)) + 4x/((2x─y)(2x+y)) = = (2y+4x)/(2x─y)(2x+y) = 2(y+2x)/((2x─y)(2x+y)) = 2/(2x─y). ОТВЕТ: 2/(2x─y). ► б) 12b/(b³ + 64) ─ (b + 4)/(b² ─ 4b + 16) Решение : Заметим: b³ + 64 = (b + 4)(b² ─ 4b + 16). Первая дробь: 12b/(b + 4)(b² ─ 4b + 16). Вторая дробь: (b + 4)/(b² ─ 4b + 16) = ((b + 4)²)/(b + 4)(b² ─ 4b + 16). Вычитаем: (12b ─ (b + 4)²)/(b + 4)(b² ─ 4b + 16) = (12b ─ (b² + 8b + 16))/(b + 4)(b² ─ 4b + 16). = (─b² + 4b ─ 16)/(b + 4)(b² ─ 4b + 16). Числитель: ─(b² ─ 4b + 16) , сокращаем со знаменателем = ─1/(b + 4). ОТВЕТ: ─1/(b + 4).
№ 2. Выполните действия: (c²─10c+25)/(c²+3c+9) : (6c²─30c)/(c³─27) ─ (c─2)/6. ОТВЕТ: (5─2c)/2c.
«Нажмите
c² ─ 10c + 25 = (c─5)²; c³ ─ 27 = (c─3)(c² + 3c + 9); 6c² ─ 30c = 6c(c─5). Деление заменяем умножением на обратную дробь: ((c─5)²)/(c² + 3c + 9) • (c─3)(c² + 3c + 9)/(6c(c─5)) = (c─5)(c─3)/6c. Вычитаем (c─2)/6 : (c─5)(c─3)/6c ─ (c─2)/6 = (c─5)(c─3) ─ c(c─2)/6c. Числитель: c² ─ 8c + 15 ─ c² + 2c = ─6c + 15. = (─6c + 15)/6c = (─2c + 5)/2c. ОТВЕТ: (5─2c)/2c.
c² ─ 10c + 25 = (c─5)²; c³ ─ 27 = (c─3)(c² + 3c + 9); 6c² ─ 30c = 6c(c─5). Деление заменяем умножением на обратную дробь: ((c─5)²)/(c² + 3c + 9) • (c─3)(c² + 3c + 9)/(6c(c─5)) = (c─5)(c─3)/6c. Вычитаем (c─2)/6 : (c─5)(c─3)/6c ─ (c─2)/6 = (c─5)(c─3) ─ c(c─2)/6c. Числитель: c² ─ 8c + 15 ─ c² + 2c = ─6c + 15. = (─6c + 15)/6c = (─2c + 5)/2c. ОТВЕТ: (5─2c)/2c.
№ 3. Найдите x и y, при которых выполняется равенство 6/((a─1)(a─7)) = x/(a─1) + y/(a─7). ОТВЕТ: x = ─1, y = 1.
«Нажмите
Правую часть приводим к общему знаменателю (a─1)(a─7): (x(a─7) + y(a─1))/(a─1)(a─7). Приравниваем числители: x(a─7) + y(a─1) = 6. Раскрываем: xa ─ 7x + ya ─ y = 6 , группируем по a: a(x + y) + (─7x ─ y) = 6. Система: { x + y = 0, { ─7x ─ y = 6. Из первого y = ─x , подставляем во второе: ─7x + x = 6 ⇒ ─6x = 6 ⇒ x = ─1 , тогда y = 1. Проверка: (─1)/(a─1) + 1/(a─7) = (─(a─7) + (a─1))/(a─1)(a─7) = 6/(a─1)(a─7) — верно. ОТВЕТ: x = ─1, y = 1.
Правую часть приводим к общему знаменателю (a─1)(a─7): (x(a─7) + y(a─1))/(a─1)(a─7). Приравниваем числители: x(a─7) + y(a─1) = 6. Раскрываем: xa ─ 7x + ya ─ y = 6 , группируем по a: a(x + y) + (─7x ─ y) = 6. Система: { x + y = 0, { ─7x ─ y = 6. Из первого y = ─x , подставляем во второе: ─7x + x = 6 ⇒ ─6x = 6 ⇒ x = ─1 , тогда y = 1. Проверка: (─1)/(a─1) + 1/(a─7) = (─(a─7) + (a─1))/(a─1)(a─7) = 6/(a─1)(a─7) — верно. ОТВЕТ: x = ─1, y = 1.
№ 4. Сократите дробь (x⁴─2x³+4x²─8x+16)/(x⁵+32). ОТВЕТ: 1/(x + 2).
«Нажмите
Знаменатель: x⁵ + 32 = x⁵ + 2⁵. Формула суммы нечётных степеней: a⁵ + b⁵ = (a + b)(a⁴ ─ a³ b + a² b² ─ a b³ + b⁴). Здесь a = x, b = 2 : x⁵ + 32 = (x + 2)(x⁴ ─ 2x³ + 4x² ─ 8x + 16). Числитель совпадает со второй скобкой, сокращаем. ОТВЕТ: 1/(x + 2).
Знаменатель: x⁵ + 32 = x⁵ + 2⁵. Формула суммы нечётных степеней: a⁵ + b⁵ = (a + b)(a⁴ ─ a³ b + a² b² ─ a b³ + b⁴). Здесь a = x, b = 2 : x⁵ + 32 = (x + 2)(x⁴ ─ 2x³ + 4x² ─ 8x + 16). Числитель совпадает со второй скобкой, сокращаем. ОТВЕТ: 1/(x + 2).
№ 5. Упростите выражение (2a + 2ab/(2a+b) ─ b) : (1 + 2ab/(4a²─b²)) ─ a + 2b. ОТВЕТ: a + b.
«Нажмите
Сначала упростим первую скобку: 2a ─ b + 2ab/(2a + b) = ((2a─b)(2a + b) + 2ab)/(2a + b) = (4a² ─ b² + 2ab)/(2a + b). Вторая скобка: 1 + 2ab/(4a² ─ b²) = (4a² ─ b² + 2ab)/(4a² ─ b²). Деление: (4a² ─ b² + 2ab)/(2a + b) : (4a² ─ b² + 2ab)/(4a² ─ b²) = (4a² ─ b²)/(2a + b). Теперь (4a² ─ b²)/(2a + b) ─ a + 2b. Заметим: 4a² ─ b² = (2a─b)(2a + b) , тогда (2a─b)(2a + b)/(2a + b) ─ a + 2b = 2a ─ b ─ a + 2b = a + b. ОТВЕТ: a + b.
Сначала упростим первую скобку: 2a ─ b + 2ab/(2a + b) = ((2a─b)(2a + b) + 2ab)/(2a + b) = (4a² ─ b² + 2ab)/(2a + b). Вторая скобка: 1 + 2ab/(4a² ─ b²) = (4a² ─ b² + 2ab)/(4a² ─ b²). Деление: (4a² ─ b² + 2ab)/(2a + b) : (4a² ─ b² + 2ab)/(4a² ─ b²) = (4a² ─ b²)/(2a + b). Теперь (4a² ─ b²)/(2a + b) ─ a + 2b. Заметим: 4a² ─ b² = (2a─b)(2a + b) , тогда (2a─b)(2a + b)/(2a + b) ─ a + 2b = 2a ─ b ─ a + 2b = a + b. ОТВЕТ: a + b.
№ 6. Найдите все точки графика функции y = (x²+2x─20)/(x─4), имеющие целочисленные координаты. ОТВЕТ: (5; 15), (3; 5), (6; 14), (2; 6), (8; 15), (0; 5).
«Нажмите
Выделим целую часть: y = (x² + 2x ─ 20)/(x ─ 4). Деление: x² + 2x ─ 20 = (x─4)(x + 6) + 4 , значит y = x + 6 + 4/(x─4). Чтобы y был целым, 4/(x─4) — целое, т.е. x─4 — делитель 4: ± 1, ± 2, ± 4. x─4 = 1 ⇒ x = 5, y = 5 + 6 + 4 = 15 x─4 = ─1 ⇒ x = 3, y = 3 + 6─4 = 5 x─4 = 2 ⇒ x = 6, y = 6 + 6 + 2 = 14 x─4 = ─2 ⇒ x = 2, y = 2 + 6─2 = 6 x─4 = 4 ⇒ x = 8, y = 8 + 6 + 1 = 15 x─4 = ─4 ⇒ x = 0, y = 0 + 6─1 = 5 ОТВЕТ: (5; 15), (3; 5), (6; 14), (2; 6), (8; 15), (0; 5).
Выделим целую часть: y = (x² + 2x ─ 20)/(x ─ 4). Деление: x² + 2x ─ 20 = (x─4)(x + 6) + 4 , значит y = x + 6 + 4/(x─4). Чтобы y был целым, 4/(x─4) — целое, т.е. x─4 — делитель 4: ± 1, ± 2, ± 4. x─4 = 1 ⇒ x = 5, y = 5 + 6 + 4 = 15 x─4 = ─1 ⇒ x = 3, y = 3 + 6─4 = 5 x─4 = 2 ⇒ x = 6, y = 6 + 6 + 2 = 14 x─4 = ─2 ⇒ x = 2, y = 2 + 6─2 = 6 x─4 = 4 ⇒ x = 8, y = 8 + 6 + 1 = 15 x─4 = ─4 ⇒ x = 0, y = 0 + 6─1 = 5 ОТВЕТ: (5; 15), (3; 5), (6; 14), (2; 6), (8; 15), (0; 5).
№ 7. Докажите тождество (1/(a─2b) ─ 1/(a+2b)) / (1/(a─2b) + 1/(a+2b)) ─ (a+2b)/a = ─1. Доказательство . Упростим первую дробь: Числитель: (a + 2b) ─ (a─2b)/(a─2b)(a + 2b) = 4b/(a² ─ 4b²). Знаменатель: (a + 2b) + (a─2b)/(a─2b)(a + 2b) = 2a/(a² ─ 4b²). Делим: 4b/2a = 2b/a. Теперь: 2b/a ─ (a + 2b)/a = (2b ─ a ─ 2b)/a = (─a)/a = ─1. Тождество доказано.
Вариант 3 (задания) ОТВЕТЫ на Вариант 3№ 1. Представьте в виде дроби: а) 4b/(a² ─ 2ab) + a/(2b² ─ ab) + 2/b; б) 1/(x─3) ─ 9x/(x³ ─ 27). РЕШЕНИЕ : ► а) 4b/(a² ─ 2ab) + a/(2b² ─ ab) + 2/b 1. Разложим знаменатели: a² ─ 2ab = a(a ─ 2b) 2b² ─ ab = b(2b ─ a) = ─b(a ─ 2b) 2. Запишем: 4b/(a(a ─ 2b)) + a/(─b(a ─ 2b)) + 2/b = 4b/(a(a ─ 2b)) ─ a/(b(a ─ 2b)) + 2/b 3. Приведём первые две дроби к общему знаменателю ab(a ─ 2b) : (4b • b ─ a • a)/(ab(a ─ 2b)) + 2/b = (4b² ─ a²)/(ab(a ─ 2b)) + 2/b 4. 4b² ─ a² = ─(a² ─ 4b²) = ─(a ─ 2b)(a + 2b) 5. Подставим: (─(a ─ 2b)(a + 2b))/(ab(a ─ 2b)) + 2/b = ─(a + 2b)/ab + 2/b 6. Приведём к общему знаменателю ab : (─a ─ 2b + 2a)/ab = (a ─ 2b)/ab ОТВЕТ : (a ─ 2b)/ab. ► б) 1/(x─3) ─ 9x/(x³ ─ 27) 1. x³ ─ 27 = (x ─ 3)(x² + 3x + 9) 2. Запишем: 1/(x ─ 3) ─ 9x/(x ─ 3)(x² + 3x + 9) 3. Общий знаменатель: (x ─ 3)(x² + 3x + 9) (x² + 3x + 9 ─ 9x)/(x ─ 3)(x² + 3x + 9) = (x² ─ 6x + 9)/(x ─ 3)(x² + 3x + 9) 4. x² ─ 6x + 9 = (x ─ 3)² 5. Сократим x ─ 3 : (x ─ 3)/(x² + 3x + 9) ОТВЕТ: (x ─ 3)/(x² + 3x + 9).
№ 2. Выполните действия: b/(b²─9) ─ (b²─3b+9)/(b²─9) : (b³+27)/(3b+9). ОТВЕТ: 1/(b + 3) .
«Нажмите
1. b² ─ 9 = (b ─ 3)(b + 3) b³ + 27 = (b + 3)(b² ─ 3b + 9) 3b + 9 = 3(b + 3) 2. Деление: (b² ─ 3b + 9)/(b² ─ 9) : (b³ + 27)/(3b + 9) = (b² ─ 3b + 9)/(b ─ 3)(b + 3) • (3(b + 3))/(b + 3)(b² ─ 3b + 9) 3. Сокращаем b² ─ 3b + 9 и b + 3 : = 3/(b ─ 3)(b + 3) 4. Теперь: b/(b² ─ 9) ─ 3/(b² ─ 9) = (b ─ 3)/(b ─ 3)(b + 3) 5. Сократим b─3 ⇒ 1/(b + 3) ОТВЕТ: 1/(b + 3).
1. b² ─ 9 = (b ─ 3)(b + 3) b³ + 27 = (b + 3)(b² ─ 3b + 9) 3b + 9 = 3(b + 3) 2. Деление: (b² ─ 3b + 9)/(b² ─ 9) : (b³ + 27)/(3b + 9) = (b² ─ 3b + 9)/(b ─ 3)(b + 3) • (3(b + 3))/(b + 3)(b² ─ 3b + 9) 3. Сокращаем b² ─ 3b + 9 и b + 3 : = 3/(b ─ 3)(b + 3) 4. Теперь: b/(b² ─ 9) ─ 3/(b² ─ 9) = (b ─ 3)/(b ─ 3)(b + 3) 5. Сократим b─3 ⇒ 1/(b + 3) ОТВЕТ: 1/(b + 3).
№ 3. Найдите x и y, при которых выполняется равенство (5a+1)/((a+2)(a─1)) = x/(a+2) + y/(a─1). ОТВЕТ: x = 3, y = 2.
«Нажмите
1. Приведём правую часть к общему знаменателю (a + 2)(a ─ 1) : (x(a ─ 1) + y(a + 2))/(a + 2)(a ─ 1) 2. Приравниваем числители: 5a + 1 = x(a ─ 1) + y(a + 2) 5a + 1 = (x + y)a + (─x + 2y) 3. Система: { x + y = 5 { ─x + 2y = 1 4. Сложим уравнения: 3y = 6 ⇒ y = 2 x = 5 ─ 2 = 3 ОТВЕТ: x = 3, y = 2. Проверка: 3/(a + 2) + 2/(a─1) = (3(a─1) + 2(a + 2))/(a + 2)(a─1) = (3a ─ 3 + 2a + 4)/(a + 2)(a─1) = (5a + 1)/(a + 2)(a─1) — верно.
1. Приведём правую часть к общему знаменателю (a + 2)(a ─ 1) : (x(a ─ 1) + y(a + 2))/(a + 2)(a ─ 1) 2. Приравниваем числители: 5a + 1 = x(a ─ 1) + y(a + 2) 5a + 1 = (x + y)a + (─x + 2y) 3. Система: { x + y = 5 { ─x + 2y = 1 4. Сложим уравнения: 3y = 6 ⇒ y = 2 x = 5 ─ 2 = 3 ОТВЕТ: x = 3, y = 2. Проверка: 3/(a + 2) + 2/(a─1) = (3(a─1) + 2(a + 2))/(a + 2)(a─1) = (3a ─ 3 + 2a + 4)/(a + 2)(a─1) = (5a + 1)/(a + 2)(a─1) — верно.
№ 4. Сократите дробь (x⁷─1) / (x⁶+x⁵+x⁴+x³+x²+x+1). РЕШЕНИЕ: 1. x⁷ ─ 1 = (x ─ 1)(x⁶ + x⁵ + x⁴ + x³ + x² + x + 1) 2. Подставим: ((x ─ 1)(x⁶ + … + 1)) / (x⁶ + … + 1) = x ─ 1 ОТВЕТ: x ─ 1.
№ 5. Упростите выражение (2x + 40x/(2x─5) ─ 5) : (1 ─ (4x²─22x+20)/(4x²─20x+25)) + 16. ОТВЕТ: 4x² ─ 9.
«Нажмите
1. Упростим первую скобку: 2x ─ 5 + 40x/(2x ─ 5) Общий знаменатель 2x ─ 5 : ((2x ─ 5)(2x ─ 5) + 40x)/(2x ─ 5) = (4x² ─ 20x + 25 + 40x)/(2x ─ 5) = (4x² + 20x + 25)/(2x ─ 5) 2. 4x² + 20x + 25 = (2x + 5)² 3. Вторая скобка: 1 ─ (4x² ─ 22x + 20)/((2x ─ 5)²) = (2x ─ 5)² ─ (4x² ─ 22x + 20)/((2x ─ 5)²) = (4x² ─ 20x + 25 ─ 4x² + 22x ─ 20)/((2x ─ 5)²) = (2x + 5)/((2x ─ 5)²) 5. Теперь деление: ((2x + 5)²)/(2x ─ 5) : (2x + 5)/((2x ─ 5)²) = ((2x + 5)²)/(2x ─ 5) • ((2x ─ 5)²)/(2x + 5) = (2x + 5)(2x ─ 5) = 4x² ─ 25 6. Прибавим 16: 4x² ─ 25 + 16 = 4x² ─ 9 ОТВЕТ: 4x² ─ 9.
1. Упростим первую скобку: 2x ─ 5 + 40x/(2x ─ 5) Общий знаменатель 2x ─ 5 : ((2x ─ 5)(2x ─ 5) + 40x)/(2x ─ 5) = (4x² ─ 20x + 25 + 40x)/(2x ─ 5) = (4x² + 20x + 25)/(2x ─ 5) 2. 4x² + 20x + 25 = (2x + 5)² 3. Вторая скобка: 1 ─ (4x² ─ 22x + 20)/((2x ─ 5)²) = (2x ─ 5)² ─ (4x² ─ 22x + 20)/((2x ─ 5)²) = (4x² ─ 20x + 25 ─ 4x² + 22x ─ 20)/((2x ─ 5)²) = (2x + 5)/((2x ─ 5)²) 5. Теперь деление: ((2x + 5)²)/(2x ─ 5) : (2x + 5)/((2x ─ 5)²) = ((2x + 5)²)/(2x ─ 5) • ((2x ─ 5)²)/(2x + 5) = (2x + 5)(2x ─ 5) = 4x² ─ 25 6. Прибавим 16: 4x² ─ 25 + 16 = 4x² ─ 9 ОТВЕТ: 4x² ─ 9.
№ 6. Найдите все точки графика функции y = (x²+x─2)/(x+3), имеющие целочисленные координаты. ОТВЕТ: (─7; ─10), (─5; ─9), (─4; ─10), (─2; 0), (─1; ─1), (1; 0).
«Нажмите
1. Выделим целую часть: x² + x ─ 2 = (x + 3)(x ─ 2) + 4 Проверка: (x + 3)(x ─ 2) = x² + x ─ 6 , остаток 4. 2. Тогда y = x ─ 2 + 4/(x + 3) 3. Чтобы y было целым, 4/(x + 3) — целое. x + 3 — делитель 4: ± 1, ± 2, ± 4. 4. Находим x, y : x + 3 = 1 ⇒ x = ─2, y = ─4 + 4 = 0 x + 3 = ─1 ⇒ x = ─4, y = ─6 ─ 4 = ─10 x + 3 = 2 ⇒ x = ─1, y = ─3 + 2 = ─1 x + 3 = ─2 ⇒ x = ─5, y = ─7 ─ 2 = ─9 x + 3 = 4 ⇒ x = 1, y = ─1 + 1 = 0 x + 3 = ─4 ⇒ x = ─7, y = ─9 ─ 1 = ─10 5. Упорядочим: (─2, 0), (─4, ─10), (─1, ─1), (─5, ─9), (1, 0), (─7, ─10)
1. Выделим целую часть: x² + x ─ 2 = (x + 3)(x ─ 2) + 4 Проверка: (x + 3)(x ─ 2) = x² + x ─ 6 , остаток 4. 2. Тогда y = x ─ 2 + 4/(x + 3) 3. Чтобы y было целым, 4/(x + 3) — целое. x + 3 — делитель 4: ± 1, ± 2, ± 4. 4. Находим x, y : x + 3 = 1 ⇒ x = ─2, y = ─4 + 4 = 0 x + 3 = ─1 ⇒ x = ─4, y = ─6 ─ 4 = ─10 x + 3 = 2 ⇒ x = ─1, y = ─3 + 2 = ─1 x + 3 = ─2 ⇒ x = ─5, y = ─7 ─ 2 = ─9 x + 3 = 4 ⇒ x = 1, y = ─1 + 1 = 0 x + 3 = ─4 ⇒ x = ─7, y = ─9 ─ 1 = ─10 5. Упорядочим: (─2, 0), (─4, ─10), (─1, ─1), (─5, ─9), (1, 0), (─7, ─10)
№ 7. Докажите тождество (1/(x+y) + 1/(x─y)) / (1/(x+y) ─ 1/(x─y)) + (x+y)/y = 1. Решение : 1. Упростим первую дробь: ((x─y)+(x+y)) / ((x + y)(x─y)) / ((x─y)─(x+y)) / ((x + y)(x─y)) = = ((2x)/(x² ─ y²)) / ((─2y)/(x² ─ y²)) = = 2x/(─2y) = ─x/y 2. Тогда левая часть: ─x/y + (x + y)/y = (─x + x + y)/y = y/y = 1 Тождество доказано.
Смотрите также другие варианты контрольной № 1:
Контрольная № 1 Варианты 0-1
Вы смотрели: Контрольная работа по алгебре для 8 класса с ответами «Дроби» с углубленным изучением математики. Цитаты из учебно-методического пособия «Алгебра 8 класс. Дидактические материалы / И.Е. Феоктистов — М.: Мнемозина» использованы в учебных целях. Код материалов: Алгебра 8 класс Углубленный К-1 В23.
Вернуться к Списку контрольных работ.