ПР-01 Русский 5 Ладыженская Язык и общение
Проверочная работа № 1 в 5 классе
(УМК Ладыженская).
ПР-01 Русский 5 Ладыженская + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку с ответами. 5 класс. УМК Ладыженская и др. Ознакомительная версия для принятия решения о покупке пособия «Русский язык. Проверочные работы. 5 класс / Н. В. Егорова. — М. : Просвещение».
ПР-01 «Язык и общение». Вариант 1
1. Прочитайте текст
(Вначале тексты обоих вариантов читает учитель, у учащихся также имеются эти тексты).
(1) В праздничный день сидят мужики на завалинке, ведут разговоры.
(2) Подошёл к ним деревенский лавочник и похваляется:
(3) — Я то, да я сё, я вот у барина в горнице бывал.
(4) А самый бедный мужик сидит да посмеивается:
(5) — Экое диво — у барина в горнице побывать! (6) Да коли я захочу, так и пообедаю у барина.
(7) — Чтобы ты да у барина пообедал — ни в жизнь не поверю! — кричит богатей.
(8) Дальше — больше, бедный мужик и говорит:
(9) — Об заклад бьюсь, что пообедаю. (10) Ставь вороного да карего, а коли не пообедаю с барином — три года у тебя за спасибо отработаю.
(11) Обрадовался лавочник:
(12) — Ставлю вороного и карего, да в придачу ещё и тёлку даю, при свидетелях говорю!
(13) Ударили по рукам. (14) Пошёл бедняк к барину.
(15) — Хочу твою милость спросить: что стоит такой слиток золота, как вот моя шапка?
(16) Барин ничего не ответил. (17) Хлопнул в ладоши:
(18) — Живо подайте нам с мужичком выпить и закусить и обед подавайте! (19) Садись, садись, не стесняйся, пей, ешь, чего душа пожелает!
(20) Угостил барин бедняка, словно гостя дорогого, а сам дрожит, охота золотой слиток к рукам прибрать.
(21) — Ступай, мужичок, тащи сюда поскорее твой слиток, я тебе за него пуд муки дам да денег полтину.
(22) — Да у меня и нет никакого золота! (23) Я только спросил, сколько стоит такой слиток золота, как моя шапка.
(24) Рассердился барин:
(25) — Пошёл вон, дурак!
(26) — Ну какой же я дурак, коли ты сам меня так употчевал, как самого дорогого гостя, да ещё и с лавочника за этот обед пару коней да тёлку получу.
(27) И пошёл мужик веселёхонек.
(253 слова)
2. Выполните задания.
Устные задания (для обоих вариантов)
- Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта II, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).
- Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.
- Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)
Письменные задания
- Определите и запишите тему текста.
- Озаглавьте текст.
- Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
- Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 25, 26.
- Определите и запишите тип речи текста.
- Составьте и запишите план текста.
- Напишите номер предложения с высказыванием, которое помогло мужику выиграть спор.
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Объясните знаки препинания в предложении 21.
- Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 18 и 19.
- * Напишите, какую ошибку в общении допустил барин.
- * Напишите, какие качества проявил мужик, а какие — барин.
ПР-01 «Язык и общение». Вариант 2
1. Прочитайте текст.
(1) На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
(2) Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
(3) — Хозяин, продашь нам корову свою?
(4) — Продам. (5) Я с утра с ней на рынке стою!
(6) — Не много ли просишь, старик, за неё?
(7) — Да где наживаться! (8) Вернуть бы своё!
(9) — Уж больно твоя коровёнка худа!
(10) — Болеет, проклятая. (11) Прямо беда!
(12) — А много ль корова даёт молока?
(13) — Да мы молока не видали пока…
(14) Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
(15) Один паренёк пожалел старика:
(16) — Папаша, рука у тебя нелегка!
(17) Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
(18) Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком:
(19) — Корову продашь?
(20) — Покупай, коль богат.
(21) Корова, гляди, не корова, а клад!
(22) — Да так ли! Уж выглядит больно худой!
(23) — Не очень жирна, но хороший удой.
(24) — А много ль корова даёт молока?
(25) — Не выдоишь за день — устанет рука.
(26) Старик посмотрел на корову свою:
(27) — Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
(28) Корову свою не продам никому,
Такая скотина нужна самому!
(С. Михалков; 184 слова)
2. Выполните задания.
Устные задания (для обоих вариантов)
- Творческое задание: прочитайте тексты по ролям (текст варианта I даётся ученикам варианта И, и наоборот; обсудите качество выступлений; можно по группам).
- Определите жанр текста. Обоснуйте своё мнение.
- Какие средства устного общения использовались при чтении по ролям? (Обсуждение.)
Письменные задания
- Определите и запишите тему текста.
- Озаглавьте текст.
- Напишите, к какому стилю речи относится этот текст.
- Напишите, какой стиль речи используется в предложениях 19-25.
- Определите и запишите тип речи текста.
- Составьте и запишите план текста.
- Напишите номера предложений с высказываниями, которые привели старика к решению не продавать корову.
- Определите и запишите основную мысль текста.
- Объясните знаки препинания в предложении 3.
- Определите и запишите, какими по цели высказывания и интонации являются предложения 4 и 5.
- *Напишите, какую ошибку в общении допустил старик.
- *Напишите, какие качества проявил старик, а какие — паренёк.
ПР-01 Русский 5 Ладыженская
Ответы на проверочную работу № 1
ОТВЕТЫ на Вариант I
К устным заданиям
- К жанру сказки (народной). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герой — простой человек.
- Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.
К письменным заданиям
- Тема: как мужик выиграл спор.
- Заголовок: «Как мужик с барином пообедал».
- Стиль речи: художественный.
- В предложениях 25, 26 стиль речи — разговорный.
- Тип речи: повествование.
- Примерный план:
- Спор мужика с лавочником.
- Бедняк обедает у барина.
- Барин понял, что он одурачен.
- 15.
- Основная мысль текста: смекалка и умение общаться помогают в жизни.
- В предложении 21 обращение выделяется запятыми; запятая ставится и между частями сложного предложения.
- Предложения 18 и 19 — побудительные, восклицательные.
- Барин неправильно понял мужика и не переспросил его (не уточнил, что мужик имеет в виду).
- Мужик проявил находчивость и смекалку, использовал слабое место барина — жадность.
ОТВЕТЫ на Вариант II
К устным заданиям
- К жанру сказки (сказка С. Михалкова — литературная). Это бытовая сказка, вымышленная юмористическая история, похожая на анекдот; герои — простые люди.
- Средства устного общения: голос, темп, тон, громкость, жесты, мимика.
К письменным заданиям
- Тема: как старик пытался продать корову.
- Заголовок: «Как старик корову продавал».
- Стиль речи: художественный.
- В предложениях 19-25 стиль речи — разговорный.
- Тип речи: повествование.
- Примерный план:
- Старик безуспешно пытается продать корову.
- Паренёк взялся помочь старику.
- Старик раздумал продавать корову.
- 21, 23, 25.
- Основная мысль текста: нельзя слишком доверять словам, если они противоречат реальности.
- В предложении 3 запятой выделяется обращение; вопросительный знак ставится в конце вопросительного по цели высказывания предложения.
- Предложения 4 — повествовательное, невосклицательное; 5 — повествовательное, восклицательное.
- Старик поверил словам паренька, забыв о действительных свойствах коровы.
- Старик проявил доверчивость, простоватость, наивность; паренёк использовал силу убеждения словом.
Пояснительная записка
к проверочной работе 1 «Язык и общение»
За устные ответы выставляются отдельные оценки тем, кто принимал участие в чтении по ролям, участвовал в обсуждении. За письменные задания 1-8 выставляется по 1 баллу; за задания 9-12 — по 2 балла.
ПР-01 Русский 5 Ладыженская + ОТВЕТЫ. Проверочная работа по русскому языку с ответами. 5 класс. УМК Ладыженская и др. Ознакомительная версия для принятия решения о покупке пособия «Русский язык. Проверочные работы. 5 класс / Н. В. Егорова. — М. : Просвещение».
Вернуться к Списку проверочных работ по УМК Ладыженская и др.